«Технология обеспечения доступности образовательного пространства профессионально-технических учебных заведений для учащихся с проблемами слуха»
В Одесском центре профессионально-технического образования проводится экспериментальная работа Всеукраинского уровня «Технология обеспечения доступности образовательного пространства профессионально-технических учебных заведений для учащихся с проблемами слуха» (согласно приказу Минобразования и науки Украины от 25.05.2016 г. № 565 «О проведении эксперимента Всеукраинского уровня на базе Государственного учебного заведения «Одесский центр профессионально-технического образования»).
Выбор темы данного экспериментального исследования обусловлен важностью обеспечения доступности образования для детей с нарушениями слуха в условиях ПТУ.
Начиная с 2006 года, в Одесском центре профессионально-технического образования были сформированы инклюзивные группы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сначала дети с нарушениями слуха обучались по профессиям: «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования», «Электросварщик ручной сварки» (по несколько человек в общей группе).
На современном этапе спектр профессий расширился, формируются как инклюзивные, так и специальные группы, в которых учатся только дети с нарушениями слуха. Подготовка осуществляется по профессиям: «Штукатур; облицовщик-плиточник», «Парикмахер (парикмахер-модельер)», «Повар; кондитер», «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования; монтажник гипсокартонных конструкций; электросварщик ручной сварки» и др.
В 2016/2017 учебном году в Одесском центре профессионально-технического образования обучаются 40 учеников с особыми образовательными потребностями, из них 35 – с нарушениями слуха.
Педагоги Центра ориентированы на основной методический и организационный принцип, лежащий в основе преподавания общетехнических и специальных дисциплин, – сведение к минимуму потери информации при обучении. Эту проблему преподаватели решают путем привлечения высококвалифицированного сурдопереводчика. Мастера производственного обучения и преподаватели дают нагрузку каждому ученику в соответствии с его личными возможностями, преобладают визуальные (образные) формы подачи материала.
Для обучения учащихся с особыми образовательными потребностями преподаватели используют сервисы G SUITE. С помощью этого сервиса в Одесском центре профессионально-технического образования создан и настроен собственный домен, в который входят определенные сервисы. Это позволяет повышать качество учебного процесса и взаимодействия учеников и преподавателей, внедрять в учебный процесс элементы дистанционного обучения, а также способствует реализации инклюзивного образования для детей с нарушением слуха.
Недавно в президиуме Национальной академии педагогических наук Украины состоялось заседание комиссии по профессиональной педагогике, психологии и содержанию профессионально-технического образования Научно-методического совета по вопросам образования МОН Украины.
Результаты опытно-экспериментальной работы Всеукраинского уровня на заседании представили директора профтехучилищ и научно-методических центров профтехобразования разных областей Украины.
На рассмотрение комиссии были представлены результаты I этапа экспериментальной работы Всеукраинского уровня по теме: «Технология обеспечения доступности образовательного пространства ПТУЗ для учащихся с проблемами слуха» на базе Государственного учебного учреждения «Одесский центр профессионально-технического образования» на 2016-2018 гг. Одесские преподаватели успешно защитили результаты своей деятельности в данном направлении.
- Алгоритм взаємодії щодо превенції та протидії булінгу в закладах освітиБулінг (цькування)* — психологічне, фізичне, економічне, сексуальне насильство, зокрема й через електронну комунікацію, що вчиняється щодо малолітньої чи неповнолітньої особи та (або) такою особою щодо інших учасників освітнього процесу.Повна версія статті