Засідання обласної методичної секції викладачів предметів «Захист Вітчизни» та «Фізична культура»
розвитку фізично й психічно здорової та психологічно благополучної особистості».
Викладачі ділилися досвідом організації діяльності учнів на уроках фізкультури (Шепельська В.А., ОВПУАТ, продемонструвала відеофрагменти елементів уроків), медико-санітарної підготовки (Зінченко Н.А., ОПТУЗТБ), про інтеграцію навчання з предмета «Фізична культура» та розділу «Прикладна фізична підготовка» курсу «Захист Вітчизни» розповів Бражник О.А. (ОЦ ПТО), про метод багаторазового повторення як елемент підвищення якості знань учнів на уроках з предмету «Захист Вітчизни» розповів Красницький В.П. (ОВПУАТ). Також були розглянуті проблеми виконання програми предмету «Захист Вітчизни» та шляхи їх подолання (Кольцун І.О., ІМК ОНМУ), проведення навчально-польових зборів у 2013/2014 н.р. (Морій О.Л., ОПЛМТ). Про те, як формуються основи здорового способу життя через організацію фізкультурного оздоровчого процесу в ОПЛСП ПНПУ ім. К.Д Ушинського розповіла викладач фізкультури цього навчального закладу Жосан Р.Л. Під час засідання секції були презентовані методичні розробки: «Виробнича гімнастика учнів професійно-технічного навчального закладу» (Шоломицька О.М., ОПЛТД ПНПУ ім. К.Д. Ушинського) та «Розвиток гнучкості хлопців на уроках фізкультури» (Делічебан Л.В., всп уч.№3 НУ ОЮА). Викладачі показали фрагменти занять. Преподаватель Защиты Отечества
и физической культуры ОЦ ПТО Бражник А.А. ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И РОЗДЕЛА «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В КУРСЕ ЗАЩИТЫ ОТЕЧЕСТВА
В настоящее время в Украине проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населения.
Важной задачей в системе подготовки допризывников к службе в армии остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них гражданского долга защищать Родину, культивирование необходимых сберегающих здоровье знаний, умений и навыков. Наиболее выражено, это должно проявляться у старшекурсников профтехобразования, так как после окончания учебы пойдут служить в Вооруженных силах Украины.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни.
Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, способствуя формированию разносторонней личности.
В процессе занятий физической культурой и спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска, вырабатывается смелость, сила, быстрота, осмотрительность и умение не сдаваться.
Поэтому физическая культура и спорт в физкультурно-патриотическом воспитании, имеет большое влияние на формирование у молодежи патриотических порывов, повышении мотивации допризывников к систематическим занятиям спортом с целью подготовки к службе в Вооруженных силах Украины, что на данном этапе развития нашего общества и государства является насущной потребностью.
Хорошая физическая подготовленность допризывников помогает им быстрее пройти адаптивный период в новой для них армейской среде сопутствующей определенными физическими и психологическими трудностями, тяготами и лишениями армейских будней, быстрее влиться в коллектив и освоить военную специальность, что очень важно для боевой готовности воинской части особенно в условии годичного прохождения службы.
Сложившаяся в Украине система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей. Нестабильность в обществе, деформация многих норм и правил в отношениях людей усложнили процесс социализации личности и снизили физическую готовность допризывников к службе в армии.
Низкий уровень патриотизма проявляется у контингента не занимающегося спортом, и более высокий – у занимающегося.
Что из этого следует? Следует, что физическая культура и спорт с патриотическим воспитанием тесно взаимосвязаны и могут быть инструментом для взаимного увеличения мотивационных составляющих, так как у военнослужащих приобщенных к занятиям физической подготовкой и спортом оказались более высокая мотивация в патриотическом аспекте, а именно в плане гордости за свою Родину и готовностью, встать на ее защиту. В этой связи необходимо кардинально изменить работу современных образовательных учебных учреждений в направлении физической подготовки допризывной молодежи к службе в армии, воспитании патриотизма и гражданственности.
В сложившейся ситуации я вижу выход в создании традиций и условий, которые, могли бы сопутствовать продвижению сознания молодежи в сторону приобщения к физической культуре и выработку физкультурно-патриотической готовности к службе в армии. Для этого необходимо использовать так же богатый опыт прошлых лет по патриотическому воспитанию и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. В соответствии с проблемой, необходимо сформулировать задачи и реализовать следующие мероприятия:
- создать единую целостную систему подготовки молодежи, включающую развитие физических способностей, нравственных, моральных, волевых и патриотических качеств;
- формировать мотивы и потребности к физическому совершенствованию в комплексе с чувством любви к Родине, пониманием необходимости для Отечества физически развитого поколения;
- определять мотивацию к занятиям физической культурой и спортом как социально-ценностной и значимой для государства деятельности;
- оптимально сочетать содержание личностно ориентированного физического воспитания с процессом создания патриотической среды физического самосовершенствования;
- использовать интегрированный подход в процессе подготовки допризывников к службе в армии, применяя физкультурное, спортивное и патриотическое сопровождение;
- возрождение системы ГТО (готов к труду и обороне) и ДОСАФ;
- повышение статуса преподавателя физического воспитания;
- введение обязательного экзамена по ФК в системе профтехобразования (опираясь на опыт системы образования во Франции, что подтолкнет родителей обратить внимание на физическую культуру и посещение их детьми дополнительных занятий в спортивных секциях);
- проведение ежегодных походов и туристических слетов, военно-патриотических игр посвященных знаменательным датам;
- создание военно-спортивных и технических клубов под поддержкой государства;
- организация встреч с ветеранами спорта и с людьми, пропагандирующими ЗОЖ, которые на личном примере доказывают, что занятие физической культурой являются основными факторами долголетия;
- создание цензуры в средствах массовой информации и уничтожения образа самодостаточного человека с сигаретой в руках и мнимой романтикой воровского мира.
В заключение хочется подытожить, что практика физической подготовки будущих защитников Родины в пространстве физкультурно-патриотического пространства помогает воспитывать у них стойкие положительные мотивы на преодоление будущих сложностей армейской жизни. В результате формирования устойчивых положительных мотивов на преодоление таких препятствий у допризывной молодежи появляется желание заниматься физической культурой и спортом, формировать навыки здорового образа жизни, проявляется желание служить в армии. Именно поэтому формирование физических способностей, мировоззрения, нравственных идеалов, ценностной ориентации, мотивации поведения должны стать центральной проблемой учебно-тренировочного занятия допризывника. Эти психолого-педагогические аспекты в конечном итоге определяют основные формы физкультурно-спортивной деятельности данного контингента занимающихся. В настоящее время тренеру и учителю физической культуры нельзя не учитывать, что осуществление программы перехода к рынку - это не только практическая реализация фундаментальных преобразований в экономике, но и формирование новых социально-нравственных, философских, психологических ориентаций всей общественно-политической жизни страны. Ключевые слова: обучение, пойти учится, профессиональное образование,
востребованная профессия, выбрать профессию, для абитуриентов, учебные заведения.
- до Дня захисників і захисниць України–2024Український інститут національної пам’яті ІНФОРМАЦІЙНІ МАТЕРІАЛИ до Дня захисників і захисниць України–2024Повна версія статті